ПЕТР ЕЛФИМОВ В СВОБОДНОМ ТВОРЧЕСКОМ ПОЛЕТЕ Только что вышел альбом песен молодого, но уже известного белорусского музыканта Петра Елфимова. Этот диск, право, заслуживает внимания. Хотя бы потому, что Петр — не просто исполнитель, но еще и законодатель, да и, собственно, в чем-то – судья. Петр поет свое: и музыку, и тексты он пишет сам. Это значит, человеку есть что сказать. Если вы еще не прослушали диск «Я хочу...», почитайте, о чем в студии музыканта с корреспондентом «РиО» говорили продюсер Татьяна Космачева, гитарист Виктор Новак и, конечно же, сам певец-композитор-поэт Петр Елфимов. Краткое содержание начала беседы. Мы выяснили, что Петр знаком со сценой 14 лет (сейчас ему 26). Участвовал в конкурсах, в том числе в знаменитой «Зорнай ростанi» (это был «многих славный путь»), пел в команде КВН БГУ и российской команде КВН РУДН, рок-группе «Эгоист», государственном ансамбле «Песняры» (постмулявинском составе), оркестре М. Финберга. Сейчас вместе с продюсером Татьяной Космачевой, группой музыкантов и единомышленников является «самостоятельной творческой единицей». Имеет безупречное музыкальное образование: закончил колледж и Академию музыки. В 2004 году стал победителем Международного фестиваля искусств «Славянский базар» в Витебске. Елфммов: ...и началась очень серьезная, большая работа после такой победы. Космачева: Почти год мы проработали в Национальном Государственном концертном оркестре Республики Беларусь под управлением М. Финберга и 28 марта ушли в самостоятельную жизнь. Елфммов: Нам недавно исполнился год как самостоятельным единицам. Космачева: Уходили втроем: я, Петя и наш звукорежиссер Андрюша. На сегодняшний день у нас уже есть Виктор Новак (гитара), Валерий Падуков (бас-гитара), Ярослав Неверкович (клавишные, рояль), Андрей Маврин (ударные). У нас есть даже пресс атташе Андрей Голдырев и режиссер Людмила Голдырева. «РиО»: И достаточно популярности, чтобы собирать целые залы? Космачева: У нас был пробный концерт в Орше — без всякой рекламы, с очень маленькими афишами... Нас пугали: говорили, что в Орше билеты не купят, но мы решили попробовать. Зал был полон. Елфимов: Первый концерт в Орше состоялся, и многие песни запомнились зрителям. Нам, конечно, это приятно. Космачева: На мой взгляд, очень многие ждали альбома. Совершенно посторонние люди звонили мне на мобильный телефон — интересовались, когда он выйдет, когда у нас будет сольный концерт в Минске... Елфимов: Самое главное, что очень разная публика. Разновозрастная... Космачева: ...начиная от маленьких детей. Например, в школе, причем в начальной, где учатся дети до 4-го класса, в День учителя мы дали шефский концерт. И дети пели Петины песни. А как счастли¬вы были учителя и директор школы, что мы пришли! Я просто, честно говоря, не ожидала такого, чтобы они знали все его песни. «РиО»: Но их же на радио крутят, вы же входите в 75 процентов… Елфимов: Да, песни есть в ротации, но их не много. Мы это делали умышленно до рождения альбома. «РиО»: Вы говорите, что слушают все. Но, в принципе, на кого вы ориентируетесь? Елфимов: Я не могу сказать, что на кого-то ориентируюсь. Публика настолько разная… песни нравятся как молодежи, так и взрослым людям, причем мужчинам. Очень часто подходят взрослые мужчины… Космачева: …и говорят: «Ну, где твой альбом? Ну скорее, мы так рады, что ты у нас есть! Спасибо, что ты такие песни поешь…» Новак: По большому счету, насколько я помню весь творческий процесс, я ни разу не замечала, чтобы Петя садился и говорил: «Мне нужно сделать что-то для вот таких людей». Космачева: Просто, если это качественное, достойно, действительно музыка и действительно текст, пение… Елфимов: …и если это будет от души… Космачева: …то это должно, на мой взгляд, нравиться людям. Если же делать конъюнктурно — сегодня для мальчиков, завтра для девочек, послезавтра для доктора и для учителя — вот тогда, точно, ничего не будет. Тогда никто это слушать не будет. Новак: На песни Петра очень легко было делать аранжировки. Песню слушаешь, и начинаешь ею проникаться. И не надо что-то высасывать из пальца. Этот его поток, душа… Мы как-то прочувствовали друг друга, и поэтому легко работалось. Елфнмов: Хотя работа проведена колоссальная. Причем каждый внес в палитру свою краску. Ведь мы близки по духу, но разные по музыкальному мышлению. Вот Виктор Новак, например, по образованию… Новак: …инженер по телекоммуникациям. Елфнмов: Но он гитарист, играл тяжелый рок. От него пришло немножко такого хорошего тяжелого рока. Ярослав Неверкович – он у нас прекрасный классический пианист, закончил Белорусскую государственную академию музыки с красным дипломом, увлекается джазом; он внес какие-то джазовые классический краски. Андрей Маврин, ударник, тоже увлекается джаз-роком... Валера Падуков, бас-гитарист, привнес свое видение, и получился такой синтез, красивая палитра… «РиО»: И вышел поп-альбом? Елфнмов: Нет, это не поп-музыка. Некоторые композиции, например, «Крылья», я слушаю не как какую-то песню, популярную – непопулярную, а, в первую очередь, проникаюсь именно музыкальным материалом, и хочется дослушать до конца и послушать еще раз. Я, может, себе льщу, но это именно так. Не могу сказать, что это рок… но все песни на альбоме с налетом рок-музыки. Хочется думать, хорошей музыки. Космачева: Ну, вы же понимаете, что мы любим свой альбом. Это дитя, которое выносили, выстрадали, родили… Кстати, ровно девять месяцев ушло на его подготовку и запись. «РиО»: Петр, вы заявляете о том, что тяготеете к року… Елфнмов: Да, я рокер в душе. «РиО»: Но вы выглядите, как мажор. Новак: Если человек ходит в кожаных штанах и казаках, я, в общем-то, не считаю это мажорностью, а считаю определенным стилем. Елфнмов: Я вообще – в джинсах и кроссовках… Когда-то у меня были длинные волосы… Блейк-диспут. Следует некоторое замешательство и многоголосие, в ходе которого мы пытаемся определиться в понятиях, что такое мальчики-можоры, и обязательно ли в контексте рок-музыки должен содержаться протест. Елфнмов: Не понимаю, почему – протест? С моей стороны рок – это способ выражения моего внутреннего мира, это мои эмоции. Я люблю эту музыку! Новак: Это призыв! Послушайте заглавную песню на альбоме – «Я хочу…» Елфнмов: Она жизнеутверждающая, не протест – призыв. Каждому овощу своя грядка! И пусть существуют на нашей белорусской эстраде разные жанры и музыкальные направления. А если наша музыка звучит как призыв, то это призыв к самому светлому и прекрасному… Космачева: …к искренним человеческим отношениям, к честности… Елфнмов: …к эстетике, в конце концов… Космачева: …к любви. Елфнмов: В этот альбом я вложил свою душу, свое сердце, свое сердце, свои мысли и переживания. Очень надеюсь, что и слушателям он понравится! «РиО»: Вот, говорят – Елфимов, он такой правильный, слащавый. Ну какой он рокер? Елфнмов: Я – слащавый? Космачева: Он – слащавый?! Елфнмов: Мнений много. Много разного говорят люди, которые не общаются со мной тесно. Новак: Скорее, самое правильное слово, точнее, сочетание – «приятный в общении». «РиО»: Ну, Петр, вы же интеллигентный человек? Елфнмов: Хотелось бы, чтобы это было так. Я стараюсь, во всяком случае. Чувствую я себя интеллигентным человеком. Родители старались воспитывать меня правильно. Мужчиной! «РиО»: В каком, на ваш взгляд, музыкальном стиле живет сегодня Минск? Елфнмов: Джаз-хаос. Это первое, что в голову приходит, потому что настолько все разное, как в альтернативной музыке, психоделической, где не повторится ни одна нота. «РиО»: А вы вообще – в музыкальной тусовке или как-то особняком стоите? Елфнмов: У нас есть свой круг общения, который периодически пополняется, расширяется. Космачева: Мы редко появляемся на публике, вечеринках... В первую очередь — из-за нехватки времени, а во-вторых — из-за частого отсутствия в стране. Елфнмов: Мы, наверное, просто не публичные люди. «РиО»: Как вы относитесь к фонограмме и прочим способам обмана слушателя? Космачева: Плохо. Елфимов: Я пою живьем, за что, собственно, и страдаем периодически. Космачева: Некоторые товарищи говорят: «Ну вот, пришел Елфимов с Космачевой, опять будут дурить голову: живьем они, видите ли, будут петь». Есть просто привычки — я даже не могу назвать это традицией, это не традиция... Например, почему-то считается, что сборный концерт проще спеть под «плюс». А то, что там, в зале, сидят три тысячи человек — это как бы ничего. Но эти три тысячи пришли послушать не фонограмму — фонограмму они и па диске послушают, правильно? Елфимов; Вот и я об этом говорю. «РиО»: То есть, вы не поете под фонограмму? Елфимов: Бывают ситуации, когда телевизионные съемки... Космачева: Но опять же, пели живьем и со съемкой. Сидел за пультом звукорежиссер амфитеатра из Витебска Олег Афанасьев. И никаких проблем. Новак: Бывает, что аппаратура так настроена, что живьем невозможно работать: звук не дойдет до слушателя. Елфнмов: Тем не менее, мы умудряемся. Вот стоим за сценой: «Ну что, может, «плюс»? Но берешь микрофон, начинаешь петь все нормально. Есть такой момент: с микрофоном надо уметь работать. Это инструмент. Голос – инструмент, а микрофон – это еще один инструмент, который помогает голосу. Космачева: Прилагательное к голосу. А не наоборот... «РиО»: Вы пользуетесь общественным микрофоном, не своим? Елфимов: Свой микрофон – это очень хорошо, но надо приехать заранее, отстроиться. Часто, работая в сборных концертах, ты выходишь на площадку без всякой репетиции, без отстройки звука. И здесь славное – спеть. «РиО»: Вы, Петр, какими инструмен¬тами владеете? Елфимов: Немного на гитаре, немного на фортепиано… Космачева: Он еще и на трубе играл. Елфимов: На гитаре меня вообще никто не учил играть, я сам по себе играю. А на фортепиано – да, был такой предмет и в колледже, и в Академии музыки. «РиО»: Сочиняете музыку, наигрывая на гитаре? Елфимов: По-разному. В последнее время много музыкальных набросков появилось благодаря цифровому диктофону, на который можно в любой момент записать все, что хочется. «РиО»: Напеть? Елфимов: Да, напеть, наиграть, намычать, насвистеть, накричать – просто, чтобы мысль не ушла. «РиО»: Где вы обычно отдыхаете летом? Куда и почему бы хотели поехать в этом году? Елфимов: Летом обычно мы работаем. Космачева: Очень любим «отдыхать» на «Славянском базаре» в Витебске. Это наш второй дом! Елфнмов: Мы любим ездить к моим родителям в Могилев. Там частный дом, сад... Космачева: А вообще, если получится со временем, мы сядем в машину и проедем по Европе. Возможно, в этом году. Буквально 7 апреля Петр получил права, наконец-то, — счастье пришло в наш дом. Теперь мы можем вдвоем рулить, а не я в одиночку, поэтому можно ехать. «РиО»: И куда вы собираетесь доехать? Космачева: А пока не знаем. Очень хочется куда-нибудь в Испанию, Италию... Туда, где тепло, где побольше экзотики... Но сейчас – работа, много работы. 11 мая мы приглашаем всех на наш первый сольный концерт-презентацию, который состоится в концертном зале «Минск». ПОЛМИНУТЫ НА РАЗДУМЬЕ ● Какие языки вы знаете? Русский польский, белорусский, итальянский. ● Вы умеете петь – а что еще? Колоть дрова! ● Чему бы вы хотели еще научиться? Выучить английский. ● Что в вас самом вызывает недовольство? Вспыльчивость. ● Что в окружающих вызывает у вас досаду? Ложь. ● Что может вас радовать? Радость ближних. ● Скажите буквально одно слово о себе как об исполнителе. Способный. ● Скажите буквально одно слово о себе как о человеке. Верный друг. ● Как, вы думаете, должен выглядеть идеальный дом? Уютно! ● Что, по-вашему, делает женщину привлекательной? Внимание мужчины. ● Три предмета, без которых вам не обойтись. Гитара, гитара, гитара. ● Какие продукты или блюда вы никогда не стали бы есть? Таких нет. ● Три наиболее гуманных человеческих изобретения, по-вашему? Мобильный телефон. Автомобиль. Интернет. ● Три самых безумных человеческих изобретения – плохих и «не-общественнополезных»? Сериалы. Ток-шоу. Мелодайн (компьютерная программа для «исправления» голоса – «РиО»). ● Что наверху в вашей иерархии ценностей? Дружба. ● Каким вопросом вы задаетесь чаще всего? «Может, все нужно спеть заново?»
Источник: http://Журнал "РИО" |